Логистический
консалтинг
ПРОГРЕСС

Аудит и оптимизация складской логистики

АО «ПРОГРЕСС» — одна из крупнейших FMCG-компаний (товары повседневного спроса) в России, которая выпускает широкую линейку продукции для детей раннего возраста — более 250 продуктов под брендом «ФрутоНяня». Завод компании находится в Липецке, а продукция представлена во всех регионах страны и экспортируется за границу.

С какой проблемой обратились в КСЛ

В 2012 году компания построила собственный склад класса «А» площадью 20 тыс. кв. м., интегрированный с производством. Но уже к 2017 году такого объема стало не хватать. На это повлияло два фактора:
  • рост грузопотоков и запасов;
  • снижение минимального размера заказа (MOQ) клиентов, при котором квант отгрузки в более 40% заказов снизился с монопаллеты до мастер-короба.
«ПРОГРЕСС» начал активно развивать контракты с федеральными сетями. Однако их условия работы прямо влияли на ситуацию со складом компании. Большинство сетей требовали доставлять им товар в формате «одно наименование на одном поддоне». То есть при заказе одного или нескольких коробов, поставщик также должен был отгружать их на поддоне. Коллегам из «ПРОГРЕСС» пришлось расширить на складе площадь под комплектацию и отгрузку заказов. Вслед за этим увеличился и дефицит вместимости зоны хранения. Таким образом, к 2018 году при прежней вместимости склада в 31 тыс. куб. м., компании нужно было размещать 37 тыс. куб. м., а к 2021 году — 52 тыс. куб. м.
Чтобы решить эти проблемы, заказчик обратился в КСЛ. В ходе проекта наши эксперты должны были:
  • определить оптимальное место расположения, количество и мощности будущих складов компании с учетом роста грузооборота, повышения интенсивности работы с сетями и других факторов;
  • найти решение, которое позволит обеспечить требуемую вместимость для Центрального распределительного склада (ЦРС) либо за счет изменений во внутренней технологии, либо за счет строительства дополнительного корпуса склада на производственной площадке.

Что мы сделали?

Этап 1. Провели детальный анализ товарных потоков и составили по ним прогноз с учетом:
  • увеличения доли продаж через торговые сети;
  • снижения кванта отгрузки;
  • изменения ассортимента и потребительских предпочтений в разных регионах.
Детально проанализировали тарифы на доставку грузов более чем по 5,3 тыс. точек доставки. Сделали это с помощью автоматизированной системы КСЛ «LogLocation». Она позволяет рассчитать транспортные тарифы, места расположения, количество и мощности складов.
Этап 2. Смоделировали оптимальное место расположения, количество и мощности складов с помощью системы «LogLocation». Алгоритм моделирования базируется на внесении в Систему координат:
  • каждого получателя с объемами заказов;
  • транспортных тарифов по всем типам транспортных средств (ТС);
  • реальной дорожной сети РФ и ее загрузки;
  • затрат на хранение и грузообработку на собственных, арендованных или аутсорсинговых мощностях.
В результате моделирования система выдает рекомендации по оптимальному месту расположения складов и их мощностям, основываясь на одном критерии — минимальные совокупные транспортно-складские затраты. Кроме того, система выдает и все другие возможные варианты по расположению складов, ранжируя их по критерию увеличения стоимости транспортно-складских затрат. Таким образом, легко можно перепроверить эффективность вариантов, которые менеджмент заказчика планировал реализовать, основываясь на опыте и экспертных ощущениях.
Моделирование показало, что дополнительно к существующему Центральному распределительному складу компании необходимо организовать распределительные центры (РЦ) в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Хабаровске и Краснодаре. Под каждый объект мы рассчитали необходимые площади и мощности, а также определили оптимальную форму владения (аренда, собственность, или аутсорс).
Суммарно семь дополнительных РЦ складской сети позволили снизить дефицит вместимости ЦРС на 13,5 тыс. куб. м. Это стало возможным за счет того, что на них вывели запасы готовой продукции. Вместе с тем сохранялся дефицит к целевому периоду. К началу 2021 года не хватало 7,5 тыс. куб. м., что соответствовало 25% от текущей вместимости.
Заказчик был уверен, что на указанный объем (7,5 тыс. куб. м.) невозможно увеличить вместимость существующего склада, т.к. на нем уже установлены на 50% площади узкопроходная технология. Поэтому коллеги из «ПРОГРЕСС» планировали спроектировать дополнительную очередь, площадью 5 тыс. кв. м. Однако мы решили данную проблему иначе. Подробнее об этом в описании третьего этапа.
Этап 3. Разработали альтернативный вариант изменения технологии склада. Мы предложили:
  • сократить широкопроходную зону и установить на ее площади набивные стеллажи с радиошатлами, а также краны-штабелеры, обрабатывающие паллеты, для обработки коробов на созданном мезонине;
  • установить гравитационные стеллажи для продукции с высокой оборачиваемостью и глубиной запаса в рамках наименования и партии от восьми паллет;
  • внедрить автоматическую систему комплектации штучных заказов, которая включает конвейерные линии, сортеры и системы Pick-to-Tote.
Предложенный нами вариант мог обеспечить целевую вместимость 2021 года на 39 тыс. куб. м., а также требуемую производительность и скорость как на приемке, размещении, так и на комплектации заказов.

Разработанный вариант мультитехнологичного ЦРС,
который обеспечил требуемую вместимость и производительность

Мы сравнили экономические параметры двух вариантов увеличения целевого объема. Оказалось, что NPV (чистый приведенный доход) при реконструкции технологии на 18% лучше, чем при строительстве дополнительного корпуса, а IRR (срок возврата инвестиций) с 5,5 лет при строительстве склада снижается то 3,8 года при реконструкции технологии.
Вместе с тем, реконструировать действующий склад готовой продукции при пищевом производстве без единого дня остановки отгрузок — это сложная задача. Для ее решения мы разработали подробную дорожную карту, в которой распределили все этапы по дням в течение двухлетнего периода развития площадки. Сюда же включили все необходимые ресурсы и пути перемещения продукции между зонами в период реконструкции с воротами качества.
Разработали имитационную модель в режиме виртуальной реальности. Она показала, как будет работать склад на каждом этапе, включая дни перемещения продукции с одного участка на другой. Модель работает на массиве данных, соответствующих всем выполняемым операциям на ЦРС. Ее использование позволило увидеть все возможные «пробки» на складе, места дефицита или избытка ресурсов, и учесть эти факторы при реализации проекта.

 

Фрагмент разработанной имитационной модели реконструируемого ЦРС

Какой результат получил заказчик

Смоделировали оптимальное расположение складов, их количество и мощности. Это позволило снизить суммарные транспортно-складские затраты на 14,5% по сравнению с тем вариантом расположения складов, которое изначально планировал заказчик.
Разработали проект реконструкции технологии грузообработки и хранения существующего ЦРС. Сравнили этот вариант со строительством дополнительного склада. Наше решение позволило компании достичь целевой вместимости к 2021 году.
Над проектом работали
Василий Демин Эксперт
Василий Демин

Эксперт

Виктор Булыгин Руководитель проекта
Виктор Булыгин

Руководитель проекта

Андрей Бульба Методолог
Андрей Бульба

Методолог

Армен Даниелян Технолог
Армен Даниелян

Технолог

Обсудить задачу