Логистический
консалтинг
Арселор Миттал

Аудит складского хозяйства АО «АМТ»

«АрселорМиттал» — крупнейший мировой производитель черной металлургии со штаб-квартирой в Швейцарии. «АрселорМиттал Темиртау» владеет Карагандинским металлургическим комбинатом в городе Темиртау (крупнейшее сталелитейное предприятие Казахстана).

С какой проблемой обратились в КСЛ

Менеджмент компании долгое время фокусировался на достижении максимальных показателей по выплавке металла, постоянно увеличивая производственную эффективность. В свою очередь склады и логистика внутри предприятия не находились в фокусе внимания. Это привело к тому, что функция стала значительно отставать от темпов развития компании и негативно влияла на общие показатели производственной эффективности.
Например, лид тайм по отгрузкам заказов материально-технических ресурсов (МТР) с собственных центральных складов до мест выполнения работ на производстве достигал нескольких недель. Если сравнить этот показатель с лучшими практиками отрасли, лид тайм должен был составлять от нескольких часов до трех дней.
Еще одной проблемой было то, что условия хранения продукции (МТР) на складах не соответствовали необходимым требованиям. Также, компания не обеспечивала режим фактической ротации МТР по правилам FIFO (First In, First Out — первым пришел, первым ушел). Все это приводило к росту неликвидов и низкооборачиваемой продукции.
Причиной такой ситуации стала децентрализованная система складского хозяйства, которая не совершенствовалась с 1980-х гг. Суммарно более 500 складов (центральных, промежуточных, материальных, цеховых) были разбросаны по территории предприятия без централизации взаимодействия между ними. Это приводило к двум ситуациям:
  • в производство отправляли заказы продукции с каждого отдельного склада, а значит инженерно-техническим работникам (ИТР) производства приходилось по несколько раз в день отвлекаться на приемку и разгрузку;
  • грузовой транспорт собирал заказы с разных складов, доставляя на производство, но выполнял эту функцию с крайне низкой эффективностью — 85% рабочего времени состояло из простоя в ожидании погрузки и выгрузки.
Персонал складов в такой структуре складского хозяйства получал неравномерную нагрузку. Пики в поступлении, с которыми было крайне трудно справиться и приемка МТР, нужных производству сейчас, растягивалась на несколько дней, появлялись простои. А в то же самое время на других складах был большой объем поступлений.
Чтобы исправить ситуацию с логистикой и складским хозяйством, менеджмент провел тендер по поиску подходящего подрядчика. Одним из ключевых требований к конкурсантам была возможность создать полную оцифровку материальных потоков и запасов компании. Наши компетенции идеально подходили для этой задачи, потому что у нас уже был большой опыт в таких задачах и даже собственное ПО на основе нейросети. Подробнее о нем рассказали ниже. Ни у одной компании-участника тендера таких компетенций и софта не было.

Что мы сделали

Оцифровали материальные потоки и запасы, чтобы рассчитать целевые мощности и структуру складского хозяйства с учетом перспективы развития в 7 лет. Для этого из системы SAP заказчик выгрузил мастер-данные по движению материалов в разрезе по каждой отдельной записи материала (ОЗМ). Чтобы перевести эти данные в кубические метры и тонны, мы создали справочник весо-габаритных характеристик продукции, которого ранее у компании не было.
Эту работу мы выполнили с помощью нашего ПО — нейронной сети, в которой есть записи более 3 млрд. характеристик различных ТМЦ. Нейросеть использует алгоритм интеллектуального поиска и сопоставляет характеристики по признакам, которые содержатся в названии продукции.
 
Пример данных, которые содержатся в нашей системе характеристик ТМЦ 

Создание справочника ВГХ и его интеграция с мастер-данными по товародвижению дало возможность объективно оценить ретроспективную и будущую нагрузку на все складское хозяйство компании и внутрипроизводственную логистику. При этом были учтены параметры неравномерности, структуры грузовых единиц на входе и выходе, размерности потоков и т.д.
Чтобы достигнуть максимальной точности при выполнении этой задачи, наши инженеры в течение двух недель проводили контрольные замеры номенклатуры на складах компании. Кроме того, они замеряли текущие объемы хранения для калибровки промежуточных результатов восстановления справочника ВГХ.
Совместно с менеджментом заказчика определили внешние факторы, которые влияют на эффективность работы складов. Среди них оказались такие факторы как неравномерность входящего и исходящего потоков (включая годовую, недельную, суточную), планирование графика поставок и отгрузок, стандарты работы с поставщиками и т.д.
Сформировали и оцифровали требования бизнеса к работе складского хозяйства. Это было важно сделать для того, чтобы вложенные в склады инвестиции максимально отвечали потребностям производства. В том числе учли требования к:
  • перечню выполняемых услуг (в том числе дополнительных) и операций;
  • объему, скорости обработки и качеству выполняемых операций;
  • стоимости выполнения операций.
Провели комплексный аудит складского хозяйства, чтобы оценить, что можно реализовать на его инфраструктуре. В аудит вошел анализ работы склада в формате «As Is», анализ технологических, логистических и экономических показателей. В том числе мы оценили:
  • транспортную инфраструктуру на территории СХ;
  • технико-технологическое оснащение и условия функционирования СХ;
  • организационно-штатную структуру СХ;
  • существующий технологический процесс СХ.
Разработали решения, которые позволят повысить эффективность складского хозяйства. Сделали это на основании проведенной оценки инфраструктуры и процессов. Вот, что вошло в решения:
  • рассчитали, как изменится эффективность СХ при его частичной и полной централизации;
  • разработали три варианта топологии и технологии складов и сравнили их между собой;
  • разработали типы используемых технологий хранения и грузообработки, включая как сверхплотные, так и высокопроизводительные;
  • рассчитали потребное количество производственно-технического оснащения и персонала на каждый год работы (за период 5-7 лет);
  • рассчитали необходимую площадь геометрических и технологических параметров складского хозяйства;
  • разработали схемы размещения технологических участков и расположили в них технологическое оборудование (детальные чертежи в AutoCAD);
  • разработали организационно-штатную структуру будущего СХ и рассчитали количество персонала по технологическим участкам в соответствии с разработанной технологией работы склада и его автоматизацией. В итоге целевая численность персонала сократилась на 27% за счет централизации складов и автоматизации операций.
Выполнили проект по реинжинирингу складского технологического процесса. Это позволило улучшить выполнение следующих операций с точки зрения производительности и качества:
  • подготовка склада к приемке продукции;
  • приемка продукции; формирование укрупненных грузовых единиц;
  • идентификация (маркировка) входящего потока; размещение продукции на хранение;
  • комплектация заказов; пополнение зоны отбираемого запаса и т.д.
 

Пример фрагмента разработанной стандартной операционной карты
на процедуру «Подготовка ТМЦ к хранению»


Разработали систему ключевых показателей эффективности (KPI) СХ и их целевые значения.
Это позволило отслеживать эффективность складского хозяйства в режиме реального времени.
Разработали требования к Системе управления складом (WMS) и к Системе управления транспортом (TMS) — внутренними перевозками между складом и цехами для снижения зависимостей от сотрудников и повышения эффективности внутрипроизводственной логистики.
Выполнили детальный расчет и оценку экономических параметров проекта, включая расчет инвестиций, эксплуатационных затрат, дохода от экономии затрат, возврата инвестиций.
Разработали «дорожную карту» — календарный план-график реализации разработанных решений в MS Project с определением: сроков выполнения, необходимых ресурсов, ответственных за каждый этап, контрольных точек («ворот качества»).

Какой результат получил заказчик

Подготовили детальный проект по трансформации складского хозяйства и внутрипроизводственной логистики. Он позволит заказчику перейти из состояния не соответствующего требованиям бизнеса в формат, который максимально эффективно обеспечивает снабжение материально-техническими ресурсами производственные и ремонтные подразделения компании. В проект вошли здания складов, их расположение, технологии, система управления и организационно-штатная структура.
 
Действующая система внутризаводской логистики «АрселорМиттал»
Над проектом работали
Василий Демин Эксперт
Василий Демин

Эксперт

Игорь Богачев Руководитель проекта
Игорь Богачев

Руководитель проекта

Антон Рудецкий Руководитель проекта
Антон Рудецкий

Руководитель проекта

Виктор Булыгин Руководитель проекта
Виктор Булыгин

Руководитель проекта

Андрей Бульба Методолог
Андрей Бульба

Методолог

Армен Даниелян Технолог
Армен Даниелян

Технолог

Андрей Уткин Руководитель проекта
Андрей Уткин

Руководитель проекта

Обсудить задачу