Логистический
консалтинг
Азот

Комплексный аудит и оптимизация логистических процессов

Кемеровский «Азот» – предприятие химической отрасли, специализирующееся на производстве азотных удобрений и аммиачной селитры сельскохозяйственного и промышленного применения.

С какой проблемой обратились в КСЛ

За 15 лет до нашего проекта «Азот» реализовал программу технического переоснащения завода, что позволило значительно повысить стандарты производства. Вместе с тем склады предприятия и внутренняя логистика, оставались неизменными с 1980-х годов. Это негативно влияло на операционную эффективность предприятия.
Например, по всей территории предприятия были расположены десятки разрозненных складов, на которых практически полностью отсутствовала механизация складских работ. Кроме того, на складах не было подходящего стеллажного оборудования, которое позволило бы эффективно использовать доступное пространство. Это снижало коэффициент использования объема склада до 5-7% от всего объема.
Для компании было важно определить дальнейшую стратегию развития логистики завода. В том числе, нужно было оценить, стоит ли передавать логистику на аутсорсинг, или выгоднее оставаться в формате инсорсинга. Что лучше — централизация, или децентрализация складов? Нужно ли менять схемы внутреннего транспортного обеспечения?
Чтобы найти решения для всех этих вопросов, коллеги из «Азот» обратились к нам. На проекте мы должны были провести аудит внутренней логистики завода и разработать предложения по ее развитию.

Что мы сделали

Составили прогноз материальных и транспортных потоков, а также запасов с учетом развития бизнеса. Сделали это после подробного анализа ретроспективных данных, в том числе неликвидных ТМЦ и невостребованного имущества. В своем прогнозе мы также учитывали требования и режимы хранения для каждого вида товарно-материальных ценностей.
Оценили эффективность всей логистической системы в комплексе: от планирования потребности в ТМЦ для закупки до выдачи ТМЦ в производство, включая склад и транспорт. Рассчитали текущие ключевые показатели эффективности логистической системы (KPI) и сравнили их с отраслевыми значениями.
Провели аудит и разработали оптимальную систему управления запасами МТР. Новая система управления запасами основывается на разделении МТР по категориям АВС, XYZ анализа с подбором под каждую категорию оптимальной модели управления (Min-Max, JIC и др.). Каждую предложенную систему управления запасами мы протестировали на данных компании и доказали, что они будут иметь значимый эффект — снизят количество замороженных средств в запасах, сократят неликвиды, повысят уровень сервиса для производства.
Разработали комплекс технологических, организационных и управленческих решений по развитию логистики, которые позволили:
  • выбрать оптимальный вариант развития логистической системы из направлений аутсорсинга заводской логистики, инсорсинга, а также централизации, децентрализации складов;
  • повысить эффективность функционирования логистической системы «Азот»;
  • настроить работу логистической системы заказчика таким образом, чтобы она соответствовала требованиям бизнеса при изменяющихся параметрах грузопотоков.
Рассчитали оптимальный формат складского хозяйства, в том числе обосновали, почему выгоднее:
  • централизовать складское хозяйство (это позволит сократить операционные затраты, минимизировать инвестиции в создание компактного высокотехнологичного центрального склада, работающего с оборачиваемой группой запасов, а также улучшит лид-тайм исполнения заказов производства и снизит транспортные затраты);
  • реконструировать действующий склад под централизованный, а не строить новый.

 

 
Схема реконструкции и централизации складской системы КАО «АЗОТ»
 
 
Рассчитали и оценили экономические параметры проекта: капитальные инвестиции (CAPEX), эксплуатационные и операционные затраты (OPEX) в новой логистической модели завода.

Какой результат получил заказчик

Подготовили объективную оценку логистики компании, которая основана на расчетных данных, складов и транспорта завода. В нее включили решения по их оптимизации:
  • изменение системы планирования потребности в МТР;
  • новую систему управления запасами, которая снижает замораживание рабочего капитала в запасах и повышает уровень сервиса;
  • централизованную складскую систему с компактным, но мощным складским хозяйством, который обеспечит выполнение заказов производства точно в срок с минимальными операционными затратами и инвестициями в склад;
  • снижение отвлечения инженерно-технических работников производства на логистические операции (технологии доверительной приемки, удобная тара и упаковка заказов, выгрузка к месту проведения работ и пр.);
  • детальную транспортно-технологическую схему исполнения заказов производства, которая позволит повысить эффективность использования грузового автотранспорта и своевременное исполнение заказов.
 
 
Схема оптимизации работы транспорта на территории завода КАО «Азот»,
которая позволяет повысить эффективность его функционирования
Над проектом работали
Василий Демин Эксперт
Василий Демин

Эксперт

Виктор Булыгин Руководитель проекта
Виктор Булыгин

Руководитель проекта

Андрей Бульба Методолог
Андрей Бульба

Методолог

Армен Даниелян Технолог
Армен Даниелян

Технолог

Обсудить задачу