С какой проблемой обратились в КСЛ
Добыча нефти один из самых сложных технологических процессов, в который вовлечены сотни типов различного производственного оборудования, нуждающегося в регулярном обслуживании и ремонте. Для поддержания технологического процесса по добыче в бесперебойном состоянии нефтегазовым компаниям необходимо в среднем 30 000 — 70 000 SKU (уникальных наименований) МТР, которые должны быть в надлежащем объеме запасов на складах компании. При этом в регионе Западная Сибирь сложился жесточайший дефицит складской инфраструктуры. Взять нужный объем складов в аренду или передать логистику складов на аутсорсинг крайне сложно. Стоимость же собственного строительства складов превышает показатели центральных регионов России в 3,5 — 4 раза. Поэтому решение о том, какого объема должны быть склады, в какой форме (собственные, аренда, аутсорсинг и т.д.) должно быть тщательно выверено и расчетно обосновано.
За независимым аудитом складов, проработкой вариантов по организации складской системы и выбора оптимального варианта Salym Petroleum обратился в КСЛ.
Этап 1. Выехали на производственную площадку, собрали данные, необходимые для проработки вариантов по развитию складского хозяйства и провели его комплексное обследование.
Для оценки процессов на складах эксперты КСЛ использовали собственную методику «PAS — Process Assessment System». С ее помощью можно оценить эффективность процессов, технологий и объемно-планировочных решений складского хозяйства и определить изменения, которые нужны, чтобы для достижения целевого состояния складов.
В результате аудита выявили несколько основных проблем в логистическом обеспечении.
Высокие транспортно-складские затраты.Часть материалов для производства доставляли на месторождение железнодорожным транспортом. Маршрут проходил через станцию, которая принадлежала сторонней компании. Стоимость грузообработки на этом участке значительно влияла на стоимость всей логистической цепочки.
Альтернативные маршруты снабжения (например, отправка материалов автотранспортом с других железнодорожных станций) еще больше увеличивали затраты на перевозку.
Дефицит качественной складской инфраструктуры. Более 94% всех складских площадей компании составляли открытые площадки. На них хранили не только металлопрокат или трубные изделия, но и кабель, арматуру, крупногабаритные фитинги, агрегаты и пр. Однако подобные условия хранения не подходили для большего количества материалов и комплектующих.
Пример хранения кабеля на открытой площадке
Практически все открытые площадки размещались на засыпанных щебнем и утрамбованных поверхностях. Такое покрытие не соответствовало нормам ГОСТов и тоже не подходило для хранения некоторых видов грузов.
Дефицит качественной складской инфраструктуры ограничивал возможности компании для полноценной работы и логистические процессы замедлялись, включая оборачиваемость запасов по причине производительности склада.
Неэффективное использование имеющихся зон хранения. Например, площадь сервисных зон на закрытых складах компании отвели под стеллажное или напольное хранение. Местом для приемки и контроля комплектации служили увеличенные проходы между стеллажами. Кроме того, оценка показала, что коэффициент использования полезного объема стеллажной системы не превышает 0,3-0,4.
Потери операционной эффективности при организации технологического процесса на складах. Например, из-за недостаточного информирования ответственных сотрудников об объемах поставок ТМЦ складировали с нарушением требований условий хранения. Впоследствии это приводит к дополнительной обработке товаров перед поставкой потребителю либо вообще к списанию, как утратившие свои потребительские качества.
Этап 2. Разработали решения по развитию складского хозяйства, обеспечивающие его целевое состояние.
Заказчику представили четыре альтернативы развития складского хозяйства:
-
аутсорсинг (ответственное хранение);
-
строительство собственного логистического центра, снабжающего удаленные месторождения и обеспечивающего надлежащие условия хранения с технологией грузообработки без потери операционной эффективности;
-
аренда складов на жд станции, на которой осуществляется основной объем грузообработки и распределения материальных потоков;
-
строительство сети небольших быстровозводимых складов на самих месторождениях.
Для каждого из вариантов составили экономическую оценку, позволяющую выбрать лучший вариант.
Дополнительно эксперты КСЛ разработали транспортно-логистическую схему для своевременного снабжения месторождений.
Какой результат получил заказчик
Руководство Salym Petroleum получило оптимальную концепцию развития складского хозяйства компании и транспортно-логистической сети, выбранную из альтернатив по обоснованным экономическим показателям, а также детальную проработку выбранного варианта развития.
Для команды заказчика, ответственной за реализацию проекта модернизацию складского хозяйства, мы составили дорожную карту его реализации и технические задания на организацию каждого склада.