Логистический
консалтинг
Какой склад выбрать. Строительство, покупка, аренда

Еще перед тем, как выбирать, какой из перечисленных вариантов лучше, вы должны полностью убедиться, что обладаете необходимой экспертизой для управления им.

Ответьте себе на вопрос: действительно ли логистика склада — это ваш бизнес? Если вы не уверены, то лучше изучить вариант аутсорсинга, если он применим в вашем сегменте и географии бизнеса. Это позволит сэкономить управленческие ресурсы и направить их на то, чем вы действительно умеете заниматься. Уверены и готовы? Отлично! Тогда перейдем к рассмотрению вариантов владения складом.

В течение всего периода выбора склада необходимо помнить, что склад — это инструмент. Сложный, многофункциональный инструмент для решения задач, нацеленных на исполнение логистической стратегии компании. Склад решает и будет решать не только ежедневные задачи по грузообработке и хранению, но и является важным «опорным камнем» в развитии компании и элементом финансовой политики. При этом выбор варианта владения играет важную роль с точки зрения баланса CAPEX и OPEX.

1) Сформулируем для себя требования к параметрам будущего объекта управления:

  • Цель использования склада и исполняемый функционал;

  • Типы хранимого товара, весогабаритные характеристики, требования к режимам хранения, в том числе для определения будущего противопожарного исполнения склада;

  • Количество и объем хранения товара и нетоварной продукции с учетом пиковых периодов;

  • Набор операций и их интенсивность. Колебания в течение года, месяца, недели и суток;

  • Характер и интенсивность транспортного потока и сопутствующих им складских работ. Колебания в течение года, месяца, недели и суток.

  • Информация по планируемому использованию информационных и учетных систем, систем безопасности и контроля, в том числе BMS (Building Management System);

  • Информация по климату будущего расположения склада для определения климатического исполнения;

  • Описание мероприятий по обеспечению безопасности окружающей среды, регламентируемых законодательством;

  • Требования к бесперебойности и автономности работы склада. Зафиксируем для себя эволюцию этих параметров на доступном горизонте планирования: через год, два, пять.

2) Исходя из сформулированных требований, определим основные характеристики склада:

  1. Категорию склада. Классификация складов, разработанная международными девелоперами, дает набор обязательных и дополнительных параметров, по которым складские помещения подразделяются на классы A, B, C, D;

  2. Общую площадь склада;

  3. Пожелания к внутренней планировке склада;

  4. Количество и тип рабочих зон;

  5. Площадь офисных помещений;

  6. Площадь вспомогательных помещений;

  7. Типы технологий хранения и грузообработки. Их количество, габариты, энергопотребление;

  8. Рабочее оборудование, с указанием вольтажа и рабочих мощностей;

  9. Количество персонала. Режим его работы. С разделением на складской и офисный:

  • Прогнозируемое количество использования персоналом личного транспорта;

  • Оценка возможности работы персонала вахтовым методом с размещением на период вахты на территории склада;

   j. Потребность, состав и нагрузку на инженерные системы и сети склада:

  • Электроснабжение и наружное освещение;

  • Теплоснабжение;

  • Водоснабжение и водоотвод;

  • Вентиляция и кондиционирование;

  • Газоснабжение;

  • Сервера и связь;

  • Пожарная и охранная сигнализация;

  • Очистные сооружения.

3) Подготовим чек-лист для выбора склада на основании пункта 2. Чек-лист представляет собой сравнительную таблицу для контроля соответствия фактического состояния объекта требованиям, сформулированным на этапе подготовки. Вопросы чек-листа группируются для облегчения внесения информации в порядке получения данных:

  • Общие данные, наименование, адрес;

  • Расположение объекта, транспортная доступность, окружение, в том числе наличие соседних населенных пунктов как источника рабочей силы;

  • Данные по зданию. Площадь, категория склада, состояние пола, несущих конструкций и т.д. Потенциал к расширению;

  • Наличие готовых внешних коммуникаций. Электричество, вода, газ. Их мощность. Потенциал увеличения мощности;

  • Результаты наружного и внутреннего осмотра. Степень соответствия планировки и зонирования объекта зафиксированным требованиям;

  • Состояние инженерных систем и сетей. Опции ресурсосбережения. Потенциал к модернизации;

  • Технологии хранения: емкость, состояние;

  • Результаты проверки юридической чистоты объекта;

  • Финансовые показатели. Ожидаемые и предельные показатели затрат на вступление в управление и в период эксплуатации.

И приоритезируются по степени значимости для принятия решения. Там, где необходимо, ставится отметка с напоминаем о фото- или видеофиксации.

4) Выбор варианта входа в управление объектом.

В большинстве случаев на принятие решения о типе выбираемого объекта влияют косвенные обстоятельства. Например, наличие в собственности или потенциал беспроблемного приобретения земли под строительство.

Или устойчивые партнерские отношения со складским оператором, основанные на внеделовых связях, которые, как кажется в первом приближении, гарантируют минимизацию негативных факторов, рассмотренных выше.

В придании системности процедуре выбора нам поможет SWOT-анализ.


Факторы для оценки вариантов и их роль «Стоимость входа»

(затраты с момента принятия решения до момента начала управления складом)

Строительство склада — Слабая сторона — растянутые во времени затраты в значительном объеме.

Покупка — Слабая сторона — значительные финансовые затраты на коротком промежутке. В большинстве случаев связанные с кредитованием.

Аренда — Сильная сторона — затраты «только» на переезд на новый склад.


Скорость вступления в управление

(время от принятия решения до начала операций с товаром на складе)

Строительство склада — Угроза — длительный срок проектирования и строительства.

Покупка — Возможность — ограничено только сроками переезда на новый склад.

Аренда — Возможность — ограничено только сроками переезда на новый склад.


Затраты при эксплуатации и амортизация (OPEX)

Строительство склада — Сильная сторона — исключены арендные платежи за площадь склада. Возможна дополнительная экономия за счет использования ресурсосберегающих инженерных систем и сетей.

Покупка — Сильная сторона — исключены арендные платежи за площадь склада. Возможна дополнительная экономия за счет использования ресурсосберегающих инженерных систем и сетей.

Аренда — Слабая сторона — арендные и коммунальные платежи. Ограниченное использование ресурсосберегающих инженерных систем.


Затраты на выходе

(восстановительные работы при завершении договора аренды)

Строительство склада — Сильная сторона — незначительное снижение стоимости объекта в собственности за счет амортизации.

Покупка — Сильная сторона — незначительное снижение стоимости объекта в собственности за счет амортизации.

Аренда — Слабая сторона — восстановительные работы при завершении договора аренды, возможность потери части залоговых платежей.


Соответствие топологии склада бизнес-процессам

(точное соответствие площадей и конструкционных особенностей зон решаемым в них задачам)

Строительство склада — Сильная сторона — решается при проектировании объекта с учетом особенностей вашего бизнеса, весогабаритных характеристик.

Покупка — Слабая сторона — ограничено доступными предложениями при покупке.

Аренда — Слабая сторона — ограничено доступными предложениями при аренде.


Динамическое расширение

(возможность увеличения площадей при росте обрабатываемых объемов)

Строительство склада — Сильная сторона — в большинстве случаев земля под строительство приобретается с запасом.

Покупка — Слабая сторона — ограничено первоначальными площадями.

Аренда — Угроза — потребность в пересмотре договора. Часто отсутствие необходимых для расширения площадей по соседству


Установка дополнительного оборудования

(монтаж сложного дополнительного оборудования для повышения производительности; сортировочные системы, конвейерные линии)

Строительство склада — Сильная сторона — решение за владельцем здания.

Покупка — Сильная сторона — решение за владельцем здания.

Аренда — Слабая сторона — требуется согласование арендодателя. Непонятно, что делать с оборудованием в случае смены склада.

В результате заполнения указанных параметров и индивидуальной оценки весов каждой из зон принимается решение о подходе к приобретению склада.

5) Выбор объекта. Принятие решения.

a. Поиск объектов и оценка для рассмотрения.

Определившись с подходом к приобретению склада и вооружившись чек-листом, переходим к поиску объектов для рассмотрения.

Если у вас нет глубокого опыта или широкого спектра связи в области складской недвижимости, то предпочтительно обратиться в профессиональное агентство, предоставить свои требования и получить для рассмотрения список подходящих объектов. Вы сэкономите существенное время на самостоятельное фильтрование вариантов.

b. Дополнительные факторы для оценки. Соседство с другими игроками рынка. Синергия или конкуренция.

При выборе локации для размещения будущего склада очень важно оценить соседство с другими владельцами или арендаторами.

С одной стороны, вы можете получить мощного конкурента с точки зрения пользования «общими ресурсами». Будете ли вы привлекательным работодателем для складского персонала из соседних населенных пунктов относительно склада за забором? В чем ваши преимущества?

Совпадает ли ваш автомобильный трафик на подъездных дорогах с соседом по времени дня или в сезоне? Не станете ли вы друг для друга источником бесконечных пробок?

Или, с другой стороны, получить конкурентные преимущества за счет соседнего расположения «хаба» транспортной компании.

В итоге вы получите несколько заполненных чек-листов с вашей оценкой объективных и субъективных факторов, на основании сравнения которых примете решение о выборе подходящего объекта. Или, при негативных оценках, вернетесь к пересмотру (смягчению) факторов или расширению охвата объектов.

6) Что вам предстоит и на что обратить внимание, если вы выбрали:

A. Строительство:

  • Приобретение земли в собственность;

  • Подготовительные работы:

1. Формирование технического задания;

2. Проектирование:

  1. Проект. Документ, включающий в себя подробные чертежи, технологические схемы. Также прилагаются все необходимые текстовые пояснения и расчеты, перечень необходимых материалов, технологий и т.д.;

  2. Смета расходов. Смета включает в себя полный перечень всех расходов, связанных со строительством — работы на местности, подготовку и заливку фундамента, покупку металлоконструкций и комплектующих с последующей сборкой, прокладку коммуникаций, обшивку, утепление и заключительные работы. Туда же вносится оплата рабочих бригад и проката строительного оборудования.

3. Строительство. Основные этапы:

  • Подготовка земельного участка;

  • Изготовление фундамента — рытье котлована, расчет арматурной сетки, монтаж опор и свай и т.д.;

  • Сборка металлического каркаса здания;

  • Сборка крыши и монтаж кровли;

  • Обшивка стен, утепление, обработка элементов конструкции противопожарным покрытием;

  • Заливка пола;

  • Монтаж внутрискладских перегородок, установка докового оборудования (доковые ворота и выравнивающие платформы), дверей и окон;

  • Внутренняя отделка складского помещения, в том числе антипылевое защитное покрытие пола;

  • Монтаж инженерных систем и сетей, подключение оборудования;

  • Строительство и подключение наружных сетей и сооружений инженерных систем (тепло, водоснабжение, в том числе противопожарное, электричество, канализация и очистные сооружения).

4. Приобретение и монтаж систем хранения и грузообработки;

5. Приобретение, доставка и расстановка мебели, офисного оборудования.

B. Покупку:

  • Проверка юридической чистоты объекта;

  • Проверка технической документации на помещения склада;

  • Заключение договора купли-продажи;

  • Оплата;

  • Подача документов на регистрацию сделки и получение права собственности.

C. Аренду:

  • Проверка юридической чистоты объекта;

  • Проверка технической документации на помещения склада;

  • Заключение договора аренды;

  • Оплата депозита и первых месяцев аренды;

  • Подача документов на регистрацию.

7) Риски. Каждый из вариантов несет значительные риски для бизнеса.

В случае с арендой — это изменение коммерческой политики арендодателя или просто его планов, при которых вы потеряете намного больше, чем получите от возможного взыскания штрафов с арендодателя.

При этом текущий рынок аренды складской недвижимости находится в высшей точке дефицита, что делает его рынком «продавца» (арендодателя), а не покупателя (арендатора), то есть заключение договора часто происходит с большим «перекосом» в сторону арендодателя.

В случае с покупкой основной риск — это качество здания и инженерных систем, достоверно и полностью проверить которое практически невозможно.

При строительстве основной риск — это увеличение сроков и стоимости строительства, допущение ошибок при проектировании технологии и объемно-планировочных решений. Этих ошибок можно избежать, применив рекомендации из других глав издания. Итак, взвесив преимущества и недостатки по каждому из вариантов и сопоставив их со стратегией бизнеса, вы сможете выбрать лучший вариант по форме владения складом.

Обсудить задачу