Логистический
консалтинг
Почему товары в России могут подорожать на 15%

В ближайший год цены на товары могут вырасти еще на 15%, но дело не в санкциях. Причинами потребительской инфляции станет нехватка персонала и площадей в логистике, полагает Василий Демин, исполнительный директор консалтинговой компании КСЛ

Рост цен на потребительские товары в ближайшие 12 месяцев составит около 15%, прогнозируют аналитические отделы ряда крупнейших производителей и ретейлеров рынка ЕМСG. Эта цифра, которую они называют на закрытых стратегических сессиях и на которую опираются в собственном планировании, существенно выше, чем прогноз Минэкономразвития России — 5,5% в 2023 и 4% в 2024 году. В чем дело?


Непростые слагаемые

Казалось бы, причина на поверхности: санкции. Однако при детальном изучении становится заметно, что к середине 2023 года санкционный эффект на рынке товаров массового потребления критично уже не сказывается. Кроме того, большая часть потребительской корзины от западных поставщиков изначально практически не зависела.

В сегменте товаров для дома и ремонта до 92% продукции производится в России, в сегменте продуктов питания с 2014 года доля отечественного производства выросла до 87%, одежда также по большей части производится у нас или завозится из Китая, Центральной и Юго-Восточной Азии. Санкции повлияли на стоимость отечественного производства косвенно, в основном через удорожание европейского оборудования и его обслуживания. Но в структуре затрат этот фактор не превышает 2,5-3%.

Реальная причина роста цен в 2023 году, из-за которой производители, поставщики и ретейлеры уже сейчас перестраивают свои стратегии, — в резком удорожании логистики внутри страны и в тотальном дефиците логистических ресурсов: складов, транспорта, операционного персонала.

Так, снижение числа вакансий происходит на рынке складских площадей с 2020 года. Тогда основным фактором стало взрывное развитие е-сommerce и маркетплейсов, а в 2022 к нему присоединился массовый уход международных компаний. Он спровоцировал рост производства и потребности в складах у российских компаний. При этом уходящие игроки продолжали занимать склады, распродавая товары. В итоге к середине 2023 года во многих регионах России свободных площадей практически не осталось, а в Московской области, например, их не более 1%. При такой рекордной недоступности помещений практически невозможно найти склад, подходящий хотя бы по семи параметрам из десяти необходимых. Что, конечно, сказывается на увеличении ставок по активам, вовлеченным в логистику. По моей оценке, рост арендных ставок может составить 30-35% до конца 2024 года, и я считаю этот прогноз умеренным.


Дорогой мой человек

Но, пожалуй, самым важным фактором становится дефицит рабочей силы — кладовщиков, комплектовщиков, операторов штабелеров, водителей грузовиков, курьеров. Вытеснение магазинов «у дома» сетевыми игроками типа «Пятерочки», «Магнита», «Перекрестка» на протяжении последних десяти лет привело и к масштабированию логистических процессов. Теперь в России на 1792 человека приходится один магазин продуктовой сетевой розницы. Это сопоставимо с Германией, где аналогичный показатель равен одному магазину на 1750 человек. Сетевая розница является самым крупным заказчиком складов и операционного персонала. Однако предложение на рынке труда. за последние три года заметно снизилось. Сотрудники все чаще делают выбор в пользу более комфортной и престижной работы. А приток мигрантов, которые составляли до 60% складского персонала, превратился в отток, потому что зарплаты в их родных странах выросли до среднероссийских, и комплектовщик на складе в крупном городе Узбекистана сегодня, например, зарабатывает $400–450 в месяц.

Угроза, вызванная дефицитом кадров в логистике, является наиболее критичной для производителей и ретейлеров. И мы видим, как она повлияла на компании в Европе: отели в Великобритании закрываются из-за нехватки операционного персонала, «Люфтганза» по той же причине в 2022 году была. вынуждена отменить сотни рейсов. Однако попытка решить проблему повышением зарплат пока не дает результатов. Согласно статистике hh.ru, в 2022–2023 годах их рост в сегменте операционного персонала составил в среднем 34%, и некоторые компании были вынуждены предлагать зарплаты на уровне от 120 до 200 тыс. руб. чтобы надежно закрыть вакансию того же водителя грузового транспорта. И хотя наше недавнее ‘исследование показало, что таких компаний на рынке не более 1,2%, демографические факторы 2022-2023 годов неумолимы. На ближайшие год-полтора можно прогнозировать увеличение зарплат в этом сегменте на 40-50%, что сделает их сопоставимыми с зарплатами джунов в ИТ-сфере.


Последний рубеж

Увеличение затрат на операционный персонал до 50%, увеличение стоимости владения складами и транспортом до 40% совокупно приведет к росту стоимости товаров на полке на 6-7%. На «последней миле», в ретейле, за счет еще более острого дефицита кадров добавятся 7%. Остальные 2-3% вложат санкционные факторы. Итоговые 15-17% становятся настоящим вызовом для игроков рынка: при таком увеличении цен продукция рискует стать неконкурентоспособной по сравнению с зарубежными аналогами.

Производители и ретейлеры, которые уже оценили риски этого тренда, по-разному работают с их минимизацией. Проведенное нами среди 450 компаний исследование показывает, что 19% из них планируют сосредоточиться на строительстве собственных складов, 47% займутся оптимизацией складских процессов, 17% бросят силы на модернизацию технологий в существующих помещениях. Например, в 2023 году компания «Очаково» уже внедрила на складах радио-шаттлы, которые позволяют размещать на одном квадрате площади в 2,5 раза больше продукции и снизить количество операторов штабелеров на 15%.

А крупный российский производитель электротехники в 2023 году внедрил в своем логистическом центре конвейерные линии и автоматический сортировщик, чтобы распределять скомплектованные заказы прямо к докам отгрузки, а также технологию Рick-bу-light, с помощью которой время исполнения заказов для маркетплейсов в формате FBS сократилось до 10–15 минут, задействуя в 2,8 раза меньше складского персонала. Можно ожидать, что уже в ближайшей перспективе это действительно позволит им выдерживать конкуренцию и улучшать ключевые показатели бизнеса. Чего добилась компания Decathlon, которая с 2020 года в рамках стратегии «20/40» начала применять роботы-сборщики, без потерь прошла период пандемии и вышла из него с кратным ростом продаж. Технология позволила заменить каждым роботом семь с половиной человек персонала и сократить время сборки на складе до 20 минут, а время доставки по городу — до 40 минут.

Компании, которые включат этот тренд в условия программы развития и повысят приоритет технологизации, получат преимущество перед другими игроками рынка за счет меньшей зависимости от операционного персонала, смогут сдержать цену товара на полке и в принципе обеспечить его своевременное наличие.

Обсудить задачу