Логистический
консалтинг
Производитель строительных материалов

«Почему мы такие дорогие?»: как крупнейший производитель строительных материалов сэкономил 42% логистических затрат и отказался от избыточного склада — без потерь в сервисе

Один из крупнейших мировых производителей строительных материалов развивает в России множество направлений, от гипсокартона до фасадных и потолочных систем, и управляет широкой сетью заводов, складов и дистрибьюторов.
В 2023 году в ключевом дивизионе возник вопрос, который стал отправной точкой для пересмотра всей логистики дивизиона: «Почему мы такие дорогие?».
Сравнение удельных затрат показало, что этот дивизион существенно отклоняется от среднеотраслевых ориентиров. Чтобы понять причины, команда решила заглянуть вглубь — и начала с полной диагностики всей логистической сети.

 

«Мы привыкли считать, что у нас все нормально. Но когда увидели цифры по другим дивизионам, стало ясно: нужно разбираться».
— Руководитель службы логистики компании

Как работала логистика до моделирования

Производство потолочных систем находится в Республике Татарстан. Отгрузка клиентам идет через арендованный склад класса «А» в Московской области, с аутстафинговым персоналом.
Собственные складские мощности на производстве минимальны — буфер хранения рассчитан всего на 2-3 дня. Компания сознательно отказалась от развития складской инфраструктуры в регионах, заключив дистрибьюторские договоры с основными потребителями. Существенная часть товарного запаса размещена более чем у 150 дистрибьюторов в России и за рубежом.

Что считать нормой — и как это проверить

На первом этапе эксперты КСЛ проверили эффективность текущей схемы складирования. Основой аудита стали три ключевых вопроса:
  • Насколько эффективно используется склад в Московской области?
  • Соответствуют ли его характеристики требованиям хранения по товарным группам?
  • Оптимально ли его размещение с точки зрения совокупных затрат и уровня сервиса?

Результаты проверки: два противоречивых показателя

Оценка проводилась по 15 логистическим и складским KPI. Сравнение фактических значений выявило интересный дисбаланс:
  • Коэффициент использования площади — высокий (около 60%), превышает среднерыночные значения
  • Коэффициент использования объема — почти в два раза ниже уровня, типового для склада класса «А»
Причина диссонанса — в технологии: при высоте склада в 12 метров, продукция размещается штабельно, не выше 6 метров. Поэтому высотная часть склада в полном объеме не используется.
Дополнительно была проведена классификация склада по международной системе, которая учитывает все характеристики и требования к объекту. По условиям, предъявляемым к хранимой номенклатуре, класс «А» оказался для склада избыточен — достаточно класса «В».

Как изменился подход к технологиям хранения

Параллельно была проведена оценка, можно ли повысить эффективность за счет перехода на другие типы стеллажей. Результаты впечатлили:
  • для товарной группы «Потолки», набивные стеллажные системы с радио-шаттлами способны сократить занимаемую площадь в 2,1 раза
  • для «Подвесных систем» — консольные стеллажи с уменьшением площади в 5,6 раза.
Существенный потенциал сокращения площади хранения отразился в размере инвестиций. Проведя оценку CAPEX и OPEX текущего склада и потенциальных объектов, оснащенных рекомендуемыми технологиями, срок окупаемости составляет от 12 до 18 месяцев.

Поиск оптимального размещения складов

Следующим этапом стало сценарное моделирование: как изменить географию логистической сети и потоки, чтобы снизить издержки без потерь в уровне сервиса? Для этого мы:
  • разработали цифровую модель цепи поставок
  • провели более 400 итераций расчетов
  • сравнили схемы с одним и двумя складами
Интересно, но в ходе моделирования обнаружились «паразитные перемещения»: до 30% продукции, поступающей из Татарстана, везли в Московскую область — и оттуда отправляли обратно: в Татарстан, Нижегородскую область, Свердловскую и Челябинскую области и т.д. Такие движения не добавляли ценности, но резко увеличивали затраты.
Сценарий с единственным складом в Елабуге
Получился хороший результат по транспортной экономике (потенциал для сокращения затрат — 25%), но этот сценарий имел критическое ограничение: плечо доставки до клиентов в Центральном и Северо-Западном регионах увеличивалось более чем на 1000 км, что могло снизить продажи и ухудшить сроки поставок в ЦФО и СЗФО.
Наиболее сбалансированной оказалась схема с двумя складами:
  • основной склад — в Елабуге,
  • дополнительный — в Московской области.
Объем отгрузки в адрес клиентов с каждого из этих складов оказался равным, а суммарная экономия транспортных затрат составила 27%.
В этом сценарии также были учтены риски, связанные с размещением склада в ОЭЗ «Алабуга», где находится производство: например, ограничение на объем сторонней продукции. Для этого предусмотрели резервный сценарий с размещением в Казани.

Как была достигнута экономия 42%

Такая экономия не была следствием одного решения — она сложилась из целого набора оптимизаций:
  • снижение затрат на аренду склада — перешли от класса «А» к классу «В»
  • сокращение занимаемой площади — изменили технологии хранения
  • оптимизация транспортных потоков — приблизили склад к основной производственной площадке
  • возросший уровень сервиса — сократили плечо доставки на «последней миле»

Что получила компания по итогам проекта

  • Цифровую модель, отражающую всю цепочку поставок — от завода до клиента.
  • Обоснование для пересмотра условий аренды текущего склада в Московской области.
  • Четкие сценарии развития, каждый из которых включает расчёт затрат, срока окупаемости и влияния на уровень сервиса.
  • Расширение горизонта планирования — понимание, как будет меняться эффективность логистики при росте объемов, изменении спроса или перемещении склада.
«Когда мы увидели расчёты, стало очевидно: склад, за который мы платим по ставке „А-класса“, работает с эффективностью класса „С“ — и с каждым днём съедает нашу маржу»,
— Руководитель службы логистики компании

Как проверить свою логистику?

Цифры не спорят. Построение цифровой модели логистической сети позволяет оценить эффективность каждого склада — и точно понять, какие действия сэкономят миллионы.
Если у вас возник похожий вопрос — начните с диагностики. Это безопасно, быстро и поможет создать стратегическое преимущество.
Обсудить задачу